Обсуждены вопросы соблюдения законодательства об административных процедурах
9 июля 2021 года состоялся Международный круглый стол на тему: «Совершенствование административных процедур: Национальный и зарубежный опыт»
Организаторами данного мероприятия стали Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе РУз., Институт государства и права Академии наук РУз., Региональная программа Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) «Содействие правовой государственности в Центральной Азии».
Приветственными словами на Международном круглом столе выступили Фозилжон Хайдарович Отахонов – директор Института проблем законодательства и парламентских исследований (модератор сессии) и Йорг Пуделька – глава Представительства GIZ в Узбекистане.
Баходир Атаханов, председатель Национальной ассоциации инвестиционных институтов (НАИИ) выступил на мероприятии с докладом на тему: «Практика применения законодательства об административных процедурах на примере отношений с уполномоченными государственными органами по регулированию финансового рынка».
В январе 2019 года вступил в силу Закон РУз. «Об административных процедурах» (от 08.01.2018г. №ЗРУ-457, далее - Закон), согласно которому административная процедура — это процессуальные правила, регламентирующие административно-правовую деятельность административных органов. При этом под административными органами понимаются органы, наделённые административно-управленческой компетенцией в сфере административно-правовой деятельности, включая органы государственного управления, органы исполнительной власти на местах, органы самоуправления граждан, а также иные организации и специально образованные комиссии, уполномоченные на осуществление данной деятельности. Другими словами, к административным органам относятся органы государственной власти и управления (министерства, комитеты и другие ведомства), хокимияты и межведомственные комиссии, наделённые административно-управленческими полномочиями.
Законом установлены следующие основные принципы административных процедур: законность; соразмерность; достоверность; возможность быть выслушанным; открытость, прозрачность и понятность административных процедур; приоритет прав заинтересованных лиц; недопустимость бюрократического формализма; содержательное поглощение; осуществление административного производства в «одно окно»; равноправие; защита доверия; правомерность административного усмотрения (дискреционного полномочия); исследование.
Согласно статьям 8, 12 и 15 Закона административным органам запрещается:
- требовать в ходе административного производства от заинтересованных лиц представления дополнительных материалов, удостоверяющих достоверность представленных ими документов или сведений, если такое требование не установлено законом;
- обременять заинтересованных лиц обязанностями, отказывать им в предоставлении прав или ограничивать их права иным образом лишь с целью соблюдения формальных правил и требований;
- проявлять неравный подход при разрешении административных дел, имеющих одинаковые фактические обстоятельства. В то же время, не допускается разрешать одинаковым образом административные дела, существенно различающиеся по фактическим обстоятельствам.
В соответствии со статьёй 3 Закона, действие Закона распространяется на административно-правовую деятельность административных органов в отношении заинтересованных лиц, в том числе на лицензионные, разрешительные, регистрационные процедуры, процедуры, связанные с оказанием других государственных услуг, а также иную административно-правовую деятельность в соответствии с законодательством. На отношения, входящие в сферу применения данного Закона, законодательство об обращениях физических и юридических лиц не распространяется.
В своём выступлении Баходир Атаханов заявил, что при разработке и принятии актов законодательства об административных процедурах необходимо учитывать возможное наличие конфликта интересов, схожесть (дублирование) и противоречивость задач и функций отдельных административных органов. Закон «Об административных процедурах» должен быть направлен на недопущение таких случаев, а также на стимулирование прозрачности ведения дел административным органом и своевременности раскрытия им информации, подлежащей опубликованию на веб-сайте и в СМИ, отметил он.
Согласно указу Президента Республики Узбекистана от 19.05.2020г. №УП-5997 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» Закон подлежит принятию в новой редакции с изданием комментариев к нему. При этом новая редакция Закона должна предусматривать:
- установление конкретного различия между предметом регулирования и сферой применения закона;
- определение этапов осуществления административных процедур, субъектов, участвующих в них, видов принимаемых актов;
- унификация правил осуществления административных процедур;
- установление эффективных механизмов обеспечения прямой реализации отсылочных норм.
Ознакомиться с проектом новой редакции Закона «Об административных процедурах», размещённым Министерством юстиции РУз. в феврале 2021 года на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов, можно по следующей ссылке.