Финансовая грамотность населения – залог экономического роста и благосостояния народа

Рынок ценных бумаг Узбекистана существует с начала 1990-х годов и во многом был основан на массовом акционировании и приватизации государственных предприятий в молодой независимой республике.

Первыми владельцами акций (после государства) можно назвать членов трудового коллектива акционированных предприятий, которые по разным подсчётам до сих пор составляют основную массу акционеров в стране.

Республиканская фондовая биржа «Тошкент» (РФБ), являющаяся единственной биржевой площадкой для торговли корпоративными ценными бумагами в стране, была образована в 1994 году в соответствии с указом Президента РУз. от 21.01.1994 г. №УП-745 «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства».

Однако, как показывают наблюдения активность населения Узбекистана на фондовом рынке всё ещё очень низкая, несмотря на возможности получения дополнительного дохода в виде дивидендов (процентов) и разницы между ценой покупки и продажи ценных бумаг. Объём и количество вкладов населения страны в банковские депозиты с ограниченной доходностью (но гарантированных государством и по которым есть налоговые льготы) в десятки раз и более превышают инвестиции населения в акции и облигации отечественных предприятий. К сожалению, Узбекистан значительно отстаёт по данному показателю от других развивающихся стран, в том числе в сравнении с некоторыми постсоветскими государствами.

Пассивность населения Узбекистана в выборе корпоративных ценных бумаг как источник дополнительного дохода связана с несколькими факторами и одной из главных причин является низкая финансовая грамотность.

Национальная ассоциация инвестиционных институтов (НАИИ) приветствует и поддерживает государственные и частные инициативы по повышению финансовой грамотности населения.

Так, указом Президента РУз. от 13.04.2021г. №УП-6207 «О мерах по дальнейшему развитию рынка капитала» определены основные направления развития рынка капитала, включая:

  • развитие системы обеспечения рынка капитала кадрами, отвечающими современным требованиям, создание привлекательных условий для привлечения перспективных, в том числе зарубежных специалистов;
  • подготовку и переподготовку специалистов для рынка капитала, систематическое налаживание повышения их квалификации;
  • охват 40 тысяч человек до конца 2023 года в рамках программ поддержки повышения знаний, навыков и финансовой грамотности миноритарных инвесторов, иных участников рынка капитала и широких слоёв населения.

Также данным решением главы государства одобрено предложение по реализации Программы «Финансовая и инвестиционная грамотность». В утверждённой указом «Дорожной карте» по реализации Программы развития рынка капитала в 2021 — 2022 годах есть несколько пунктов, направленных на повышение финансовой грамотности населения.
НАИИ готова выступить партнёром государства по вышеуказанным направлениям и призывает начать с привлечением ВУЗов практическую реализацию масштабных учебных программ во всех регионах страны по предоставлению знаний о рынке капитала широким слоям населения - школьникам, студентам, лицам среднего и пенсионного возраста.

Примечательно, что в последние годы в Узбекистане растёт количество курсов обучения основам вложений в различные финансовые инструменты, включая в иностранную валюту, крипто-активы, ценные бумаги и их производные. Организаторами таких курсов являются частные фирмы, что свидетельствует о наличии спроса и, следовательно, возможности заработать на этом.

Между тем, как утверждают организаторы данных курсов (в СМИ и социальных сетях), они помогают людям инвестировать в зарубежные компании с целью извлечения прибыли и призывают население к этому, тогда как  многие отечественные предприятия испытывают огромную нехватку финансирования для расширения производства и выхода на новые рынки сбыта товаров (работ, услуг). Не секрет, что для поддержки отечественных предприятий государство ежегодно утверждает различные республиканские, региональные и отраслевые программы, через которые предприятиям предоставляются значительные государственные ресурсы.

К сожалению, некоторые организаторы учебных курсов и тренингов в своих выступлениях вводят в заблуждение общественность относительно состояния рынка капитала Узбекистана и имеющихся возможностях на нём, склоняя население к выводу и вложению накопленных сбережений в иностранные активы через торговые платформы, терминалы и депозитарии, базирующиеся за рубежом.

При таких обстоятельствах актуальным также становиться вопрос соблюдения порядка организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Учитывая вышеизложенное, НАИИ призывает организаторов курсов обучения инвестированию в финансовые инструменты и трейдингу к сотрудничеству с отечественными профессиональными участниками рынка, экспертами, имеющими опыт работы на фондовом рынке Узбекистана, а также со специалистами рынка ценных бумаг, владеющими соответствующим квалификационным аттестатом, выдаваемым уполномоченным государственным органом (Министерство финансов РУз.). В свою очередь, НАИИ готова выступить организатором (со-организатором) соответствующих мероприятий, включай «круглых столов» и конференций.

Согласно статье 28 Закона Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги по вопросам выпуска, размещения и обращения ценных бумаг, по анализу и прогнозу состояния рынка ценных бумаг и его участников, а также осуществляющее переподготовку и повышение квалификации специалистов рынка ценных бумаг, является инвестиционным консультантом. В соответствии с приложением №3 к Закону РУз. «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» для начала деятельности инвестиционного консультанта требуется уведомление Министерства финансов РУз. При этом в случае несоблюдения данного требования Законом установлен штраф в размере 50 БРВ. Исходя из пункта 5 указа Президента РУз. от 24.08.2020г. №УП-6044 деятельность инвестиционного консультанта осуществляется путём принятия на себя обязательств по соблюдению требований и условий, установленных в актах законодательства для обеспечения государственного регулирования, а также ведения учёта субъектов, занимающихся соответствующей деятельностью.

Новости госрегуляторов

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech